Владимир Путин поручил правительству совместно с Центробанком внести к 1 июня 2014 года изменения в закон об ОСАГО. Согласно поручению, эти изменения должны быть направлены на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
Несколько дней назад правительство согласовало свой проект поправок в этот закон и направило его в Госдуму. Предполагалось, что они будут приняты еще в осеннюю сессию, но ни депутаты, ни правительство, ни бизнес-сообщество не смогли прийти к единому мнению по поводу того, какие же изменения должны быть. Теперь поручением президента установлены довольно жесткие сроки, так что, возможно, за весеннюю сессию закон все-таки рассмотрят.
Какие же поправки внесут в закон? Для начала, как говорится на языке страховщиков, о неоспариваемой части. Поправки увеличат лимиты выплат: по материальному ущербу – до 400 тысяч рублей (вместо сегодняшних 120 тысяч), по жизни и здоровью – до 500 тысяч (при нынешних 160 тысячах). Помимо этого выплаты по жизни и здоровью будут фиксированными. Их будут определять по специальной таблице, по аналогии с выплатами пострадавшим на транспорте или на опасных объектах. Согласно этой таблице каждая травма имеет свою цену, которую и будут выплачивать. Но, раз максимальная сумма по ОСАГО в четыре раза меньше, чем по этим двум видам обязательного страхования, то на лечение суммы будут скорректированы. Выплаты будут осуществляться в обязательном порядке всем, независимо от того, лечился ли человек по полису обязательного медицинского страхования или нет. Сейчас же получить такую выплату довольно проблематично, потому что необходимо доказать, что лечение нельзя было получить по ОМС. В итоге на сегодняшний день такие выплаты составляют лишь полпроцента от всех выплат по ОСАГО.
Также ждут неоспариваемые изменения по упрощенному оформления аварий без вызова ГИБДД (европротокол). Лимит выплат по нему сейчас составляет 25 тысяч рублей. Согласно новым поправкам, он будет увеличен до 50 тысяч, а для четырех регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) до максимальных лимитов по ОСАГО.
Помимо неоспариваемой части, есть поправки, которые и стали камнем преткновения в подготовке проекта ко второму чтению. Одно из них то, которое закрепило в своем пакете предложений правительство, – предоставить автовладельцу право на выбор: либо он получает компенсацию за материальный ущерб деньгами, либо страховщик направляет автомобиль на ремонт в сервис. Принципиально в этом предложении то, что выбирать вид компенсации будет не страховщик, а пострадавший. Это предложение было внесено депутатами буквально сразу после первого чтения и теперь правительство его поддержало, предполагая, что таким образом удастся сократить число споров по сумме выплат. Сервис, работающий со страховой компанией, осмотрит и оценит работы и направит в компанию список того, что необходимо отремонтировать после аварии, а уже согласно этому списку компания оплатит услуги сервиса.
Если человек выберет именно такой способ компенсации, то страховщик должен предоставить ему направление в сервис в течение 20 дней после заявления об убытке. У сервиса свои собственные сроки для выполнения работ и они не зависят от оплаты услуг страховщиком. Если страховщик вовремя не заплатил сервису, то это проблема сервиса и он будет требовать со страховщика неустойки, а не пострадавший собственник автомобиля. Если же сервис затягивает с ремонтом, то тогда он несет ответственность перед автовладельцем в соответствии с законом о защите прав потребителя, со всеми штрафами за каждый день просрочки и штрафом в половину стоимости услуги. Таким образом страховщики оградят себя от разгневанных водителей, которым денежных выплат может не хватить, чтобы доехать до сервиса.
Надо учесть и то, что выплаты страховщиками назначаются с учетом износа деталей. Есть список узлов и агрегатов, на которые износ не начисляется, он касается только тех элементов автомобиля, при неисправности которых эксплуатация машины запрещена, но рынок б/у запчастей у нас не сильно развит, поэтому, скорее всего, автовладельцу придется доплачивать за восстановление после аварии из своего кармана, если машина не была застрахована по КАСКО.
Понятно, что все эти нововведения вступят в силу не сразу, ведь потребуется еще поправить массу подзаконных актов, а также разработать механизм взаимодействия страховщиков и сервисов.
|