Российские автодилеры направили в Минпромторг предложения о
возобновлении программы льготного автокредитования, причем предлагая
повысить максимальную стоимость автомобиля, подпадающего под эту
программу, до 1 миллиона рублей. Программа действовала до 31
декабря прошлого года и срок ее существования составил всего полгода, причем первоначальный взнос по льготным автокредитам составлял 15 процентов, а
срок погашения кредита составлял до 36 месяцев, распространялась же она, на покупку легковых автомобилей или кроссоверов массой
до 3,5 тонн и стоимостью до 750 тысяч рублей. Государство субсидировало 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
За эти полгода было выдано около 260 тысяч льготных автокредитов.
Говоря простым языком, ставки по таким кредитам составляли в среднем
порядка 6 процентов. Минимальные были на уровне 3 процентов, а
максимальные не превышали 11 процентов. В то же время реальные кредиты,
то есть без господдержки, стоят россиянам в лучшем случае порядка 15
процентов годовых в рублях, а в среднем порядка 20 процентов. Понятно,
что предложение пользовалось спросом и отказ от него привел к тому, что
рынок просел гораздо ниже, чем планировалось, ведь покупатели решались на новую машину в том числе и потому, что в
среднем выплата по обслуживанию льготного кредита обходилась не дороже
полутора тысяч рублей в месяц.
Зачем дилерам нужны льготные кредиты, понятно. Но зачем они
государству? Ответ прост — кредит выдает не дилер, он только продает машину, а значит, увеличивается оборот в банковском секторе и растет
страховой рынок. При этом дилеры предлагают более жесткие условия для
льготного страхования, а именно повышение ставок. Государство же будет
субсидировать не 2/3 кредита, а лишь его половину, это также ужесточит
требования к заемщикам.
За время действия программы государственного
автокредитования с июля по декабрь 2013 года было продано 276 640
автомобилей, из них 80 процентов из которых российской сборки. Результаты
программы превысили ожидания правительства на 20 процентов, поэтому с
уверенностью можно сказать, что программа помогла авторынку, причем
помогла не только автодилерам, увеличив их объемы продаж, но и
производителям, чьи предприятия расположены на территории РФ. Сейчас,
когда некоторые заводы приостанавливают работу, правительству страны
пора серьезно задуматься о запуске программы.
Сейчас на российском рынке представлено 76
моделей стоимостью до 1 миллиона рублей, производимых на территории
страны. Сюда входят не только седаны и хэтчбеки классов «В» и «С2», но
также набирающие популярность среди наших соотечественников кроссоверы и
несколько моделей, принадлежащих к классу «D». Среди автомобилей,
продаваемых в дилерских центрах, в этот список, скорее всего,
будут включены Nissan Juke, Hyundai ix35, Kia Optima, Kia Sportage и
Skoda Yeti в базовых комплектациях.
В том случае, если программа льготного автокредитования не будет
запущена в 2014 году, авторынок, конечно, не "встанет", т.к. на продажи
автомобилей стоимостью более миллиона рублей, а также на сделки,
совершаемые за наличные средства, автокредитование не влияет. Однако
падение продаж в сегменте автомобилей, попадающих под действие
программы, может увеличиться на 6,5-7 процентов.
Сейчас потребители с опаской относятся к тому, чтобы брать на себя
кредитные обязательства, и предпочитают покупку более дешевых машин за
имеющиеся у них наличные средства. Ощущение поддержки со стороны государства прибавит уверенности
потенциальным покупателям, а увеличение числа кредитных сделок скажется
положительно не только на авторынке, но и на финансовом и страховом
рынках в том числе.
Впрочем, мнение дилеров поддерживают не все эксперты. Некоторые
считают, что за прошедшие полгода рынок набрал жирок и может
выкручиваться самостоятельно. Если бы продажи упали на 20 процентов, то
был бы разговор о господдержке. Однако рынок новых автомобилей только
начал проваливаться. И насколько глубока будет яма, пока неизвестно. В
то же время программу льготного кредитования правительство готово
поддержать для грузового и автобусного транспорта, а что будет с
легковушками, пока не ясно.