Разошедшиеся на днях слухи вчера были подтверждены официально: корпорация Toyota после 14 лет существования решила «убить» марку Scion! Такое решение, в первую очередь, связано с неутешительными цифрами продаж всех последних лет. Но кризис марки, которая создавалась для молодого населения США, можно назвать «переходным возрастом» – молодежь повзрослела!
В Toyota задумались об отдельном бренде для подростков и молодежи ещё в конце 90-х годов. По задумке создателей, молодые люди, родители которых владеют Тойотами (на тот момент зарекомендовавшими себя высокими качеством и надежностью), должны водить автомобили этого же производителя, но с другой эмблемой и более ярким дизайном. И вот в 2002 году на свет появляется марка Scion, которая на русский язык так и переводится – «отпрыск, потомок». Головной офис новоиспеченной компании расположился в солнечной и тусовочной Калифорнии, а первые серийные модели xA и xB (Toyota Ist и bB) дебютировали уже в 2003 году.
Продажи Scion поползли вверх, достигнув пика в 2006 году (было реализовано 173 тысячи автомобилей). Модельный ряд составляли хэтчбеки, компактные однообъемники и купе. Всё бы ничего, но в это время в экономике начались кризисы, и вслед за стагнацией в 2009 году последовало резкое падение спроса (58 тысяч проданных машин). Ни многочисленная ротация руководства бренда, ни расширение модельной линейки, ни прочие рекламные уловки не привели к росту продаж. За прошлый год удалось реализовать всего 56 тысяч автомобилей.
Чтобы окончательно не терять лицо, в Toyota решили «прикрыть лавочку», и в августе этого года марка Scion уйдет в историю. Что говорят сами тойотовцы? Боб Картер, один из топ-менеджеров японского производителя, заявил, что за эти годы поменялось очень многое. По его словам, молодежь образца 2002 года и сегодняшняя совершенно иные. А самое интересное – сейчас молодые люди более предпочитают «родительскую» марку, то есть непосредственно Тойоту! Повзрослели?
За эти полгода американское подразделение Toyota должно продать все остатки машин Scion и перенастроить работу дилерских центров. При этом сохраняются все гарантийные и сервисные обязательства. А что будет с нынешними моделями Scion? Известно, что седан Scion iA, однообъемник iM и спорт-купе FR-S с осени поступят в продажу уже под маркой Toyota. Такая же участь ожидает серийное воплощение концептуального кроссовера Scion CH-R, показанного в прошлом году. «Нет никаких изменений по отношению к потребителю. Всё остаётся тем же самым, мы лишь меняем марку и логотипы» – сказал Боб Картер. А вот судьба остальных моделей, скорее всего, окажется печальной.
Что до российского рынка, то марка Scion известна лишь узкому кругу автолюбителей. Благодаря «серым» поставкам российская молодежь, предпочитающая левый руль, смогла завладеть яркими американскими машинками, а не прямыми японскими аналогами с правосторонним расположением органов управления. Сколько автомобилей Scion колесит по нашей стране, не известно, но на момент написания этой заметки на ведущих интернет порталах висело несколько десятков объявлений продаж машин этой марки. Теперь уже раритетной!