Правительству и Банку России
к 1 октября нужно разработать предложения по совершенствованию системы обязательного автострахования.
Необходимо перейти на натуральную форму компенсации, при которой ремонт машины станет более распространенным возмещением, чем денежная выплата. Соответствующая информация содержится в списке поручений президента России Владимира Путина, утвержденном по итогам прямой линии 14 апреля.
С соответствующим предложением в ходе прямой линии выступил президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин. Он считает, что в регионах нужно создать сеть сервисов, которые занимались бы натуральным возмещением ущерба.
«
Надо, я считаю, подумать, как можно вмонтировать вашу идею в то,
что входит в компетенцию Центрального банка, и как это трансформировать в
реальную жизнь. Мы подумаем», — ответил ему президент.
Страховые компании считают, что это поможет бороться с мошенничеством недобросовестных юридических фирм, подрядчиков,
специализирующиеся на ведении судебных споров между страховыми и
страхователями. Они, как правило, добиваются через суд повышенной
компенсации за потери, что, по мнению страховщиков, создает
дополнительную нагрузку на бизнес.
Но не всё так радужно в этой системе:Во-первых, ремонт может оказаться некачественным. Станция технического
обслуживания может серьезно экономить на запасных частях и работах,
чтобы вписаться в смету, которая утверждена страховщиком.
Во-вторых, СТО, на которые будет направлен пострадавший автомобиль, выбираются из закрытого списка страховой компании. По каким
критериям они их отбирают — никому не известно.
В-третьих, автовладелец будет вынужден возмещать разницу в цене между
новыми запасными частями и остаточной стоимостью поврежденных
автокомпонентов непосредственно сервису. На практике это будет выглядеть
так: автовладелец, отдав автомобиль на ремонт по ОСАГО, не сможет
забрать его в отремонтированном состоянии, пока не погасит разницу в
цене запасных частей, возникшую в результате амортизации.
В-четвёртых, учитывая загруженность таких СТО, не известно сколько времени будет дожидаться ремонта автомобиль, как и неизвестен срок поставки запчастей, учитывая их степень износа.
Для реализации
только натуральной формы компенсации без возможности выбора пострадавшим денежной компенсации или ремонта, страховым компаниям нужно будет тесно с автовладельцами, которые в
конечном итоге будут пристально оценивать качество ремонта и, на
основании этого, будут оценивать работоспособность всей системы ОСАГО.
Без обратной связи идея только натуральной формы возмещения убытков обречена на
громкий провал.